Торунь средневековая, маленькая и плотная. И как будто за пределами Старого города ничего и нет, хотя на самом деле есть – такие провинциальные многоэтажки маленького городка, какие-то торговые центры, набережная Вислы.
Краков очень живой. И похож на Одессу. Хотя, возможно, всё дело в том, что мы жили в Казимеже. Если бы жили в Старом городе, казалось бы иначе. В Кракове чувствуется юг, солнце садится рано, во дворе Вавельского замка растут оливы, а от старинных камней, из которых сложены стены домов, идёт жар. Подъезды сквозные, заглядываешь – и видишь дворики. Террасы и балконы, бельё на верёвках, цветы в кадках. Жизнь не прекращается ни на минуту. Всюду бары и пабы, разной степени сомнительности, во всех выпивают, смеются и болтают на смеси польского, английского и то ли испанского, то ли итальянского. У старой синагоги мальчик играет на скрипке какие-то еврейские мелодии, а проходящие мимо женщины ему подпевают и пританцовывают. На барахолке можно найти что угодно, хотя некоторые товары, конечно, вызывают недоумение (например, нацистские каски и ещё различные вещи с символикой СС). Я нашла себе розарий с Девой Марией за десять злотых. Можно было торговаться, но не хотелось.
По Варшаве гуляла одна весь день. Старый город обошла на один раз, особо нигде не задерживаясь. Дальше свернула на обычные улицы, и шла, шла, шла. Ещё вот за неделю до поездки посмотрела "Пианиста". До этого не знала почти ничего о Варшаве периода Второй Мировой. Это наложило отпечаток, конечно. На всё смотрела немного через призму. Например, вот, в той части города, где было гетто, не сохранилось почти ни одного довоенного здания. Те, что сохранились, как будто бы собраны по кусочкам. Хотя вообще весь город как будто собран по кусочкам. Но при этом цельный, сотканный в единое полотно.
Ещё по пути из Торуни в Краков заезжали в Освенцим, о нём я, наверное, ничего не буду писать.
Зато буду вот о чём. В Польше сейчас Международный День Молодёжи. Это большой католический праздник, на него даже приезжает Папа Римский. Так что количество туристов со всего мира запредельное. Они ходят группами в одинаковых футболках, улыбаются, фотографируются на фоне каждой церкви и поют песни на улицах. Когда они поют, не пританцовывать и не подпевать невозможно. Очень заразительно они это делают, очень светло и радостно.
По итогам поездки я умею правильно читать по-польски. И как-то считать. Это круто и прогресс. Хочу карточки со словами, чтобы набирать словарный запас.